Первый старт

см. также:
Перед поездкой
Выдержки из ПДД

Зачем это надо Вам? И правда – зачем? Понятно, для чего байкер едет кататься в лес: там хорошо, тихо, птички поют. А что делать на пыльном шоссе, где обязательно ветер в лицо, где к тебе прижимается, словно «добрый друг», могучая фура, обдавая выхлопными газами? Ответ каждый дает себе сам. По опыту можно сказать, что основные мотивы обычно таковы:
проверить себя, чтобы сказать: «я смог это сделать, понять», на что способен человек; устроить очень продолжительную покатушку; потренироваться (200-300 км); просто «за компанию»; а для многих это уже скорее философия…

Теперь подумайте о другом. Готовы ли вы к тому, что вам, возможно, придется:
передвигаться полностью автономно, провести много часов в седле, «выслушивать жалобы» ваших коленей и пятой точки, ехать в плохую погоду..? А самое главное, что марафоны могут принести вред вашему здоровью – ПОМНИТЕ ЭТО!

Если Вы согласны, тогда готовимся к первому марафону. Если вы решили принять участие в веломарафоне, то лучше всего начать с дистанции в 200 км. Желательно, чтобы перед этим марафоном у Вас уже были заезды на 100-150 км, а общий «накат» составил бы 800-1000 км.

На нашем сайте ознакомьтесь с графиком проведения веломарафонов в Архангельске, а также и в других городах Росии. Все интерсующие Вас вопросы можно задавать на нашем форуме. Почитайте отчеты марафонцев на форуме.

– Решив участвовать в марафоне, обязательно заранее скачайте карту и легенду маршрута, чтобы можно было изучить весь маршрут, узнать где будут находиться КП, пункты питания (кафе, магазины и т.д.), а также задать вопросы на форуме клуба.

– Подготовьте велосипед – смажьте цепь, проверьте покрышки, колеса (на наличие «восьмерок», «зонтика»), првоерьте крепление рулевой колонки. Заранее (с вечера) приготовьте питание, одежду, велоаптечку, запасную камеру, деньги, документы, карту маршрута. Желательно иметь мобильный телефон – для экстренной связи.

– Тренировки. Ничего сверхъестественного для марафонов не требуется. Достаточно регулярно кататься на велосипеде, и очень желательно – не только по выходным. Помните, что за две недели, предшествующие марафону, рекомендуется проехать («накатать») двойную его дистанцию (т.е. для 200-ки – 400 км). За день до марафона лучше отдохнуть от велосипеда. Как тренироваться – рекомендации можно найти на нашем сайте в разделе «ТРЕНИРОВКИ».

– Велосипед и его подготовка. На чем ехать – МТБ или шоссейник. Если у Вас МТБ, то лучше поставить покрышки на 1,3–1,75. Если Вы едете на шоссейном велосипеде, то узнайте, какая дорога Вас ожидает. Если дистанция марафона изобилует плохими участками, лучше поставить резину 25–32 мм. Не забывайте хорошо накачивать колеса, недостаточно накачанная камера – основная причина проколов. Настоятельно рекомендуются контактные педали, способствующие правильному и экономному педалированию. Багажник – по желанию; если вы привыкли ездить с рюкзаком, возможно, вам будет его достаточно, но для длинных бреветов багажник все таки желателен, чтобы не перетруждать спину. Хочется добавить, что марафоны проводимые в Архангельской области, проходят по трассам, где очень много кафе, магазинов, поэтому на бреветах протяженностью 200-300 км можно обойтись поясной сумкой, и двумя флягодержателями. Очень пристальное внимание в марафонах надо уделить правильному подбору седла, причем седло должно быть именно ваше, прикатанное и неоднократно опробованное. Никогда не выезжайте на марафон на только что приобретенном седле! Обязательно наличие флягодержателя и фляжки.

– Велоаптечка. Обязательно возьмите с собой: насос, камеру (для шоссейников лучше две), клей, заплатку, монтажки, набор шестигранников.

– Питание в пути. Очень важна в марафонах возможность подкрепляться во время движения. Во избежание «голода» хорошо иметь под рукой шоколадку и печенье, во флягодержателе – фляжку с водой или соком (лучше разбавленным). Обычно продукты можно купить на привалах, но если вы не хотите зависеть от наличия магазинов на незнакомом маршруте, приготовьте бутерброды. Помните, марафон – не гонка, и одной плитки шоколада вам не хватит. Некоторые вопросы питания рассмотрены в разделе «ЗДОРОВЬЕ».

– Одежда. Одежде на марафоне, как и всему остальному, надо придавать серьезное значение. Конечно, если речь идет о летней 200-ке с обещанной синоптиками сухой погодой, вы сможете обойтись без запасной одежды. Однако совсем другое дело – весна. Желательно иметь на ногах бахилы; может быть очень полезна термокуртка. Берегите ноги, одевайте велорейтузы. Но важно и не переусердствовать: пусть лучше на старте вам будет немного холодно, тогда при начале движения вы согреетесь, а не получите тепловой удар.

– Первый старт. – Перед днем старта ложитесь спать пораньше. Позавтракайте, но не очень плотно. Выезжайте пораньше. Если ехать до старта далеко, можно одеться потеплее, а по дороге снимать лишнее. Если близко, то сразу оденьтесь по-боевому. Приехав на место старта, найдите организаторов, получите легенду маршрута, уточните местоположение и способ организации контрольных пунктов. Обратите внимание на стартующих и наметьте тех, с кем вы сможете поддерживать комфортную для вас скорость. Хорошо, если вам встретятся люди, с которыми вы уже катались. Попытайтесь понять стиль предстоящего марафона: скоростной, групповой, туристский. Критически относитесь к заявлению других о поддерживаемой ими скорости! Практика показывает, что реальная скорость может сильно отличаться, как в большую, так и в меньшую сторону от заявленной. После старта следите за скоростью основной группы и выбранных вами еще перед стартом компаньонов. Будьте готовы к тому, что скорость вначале будет намного выше заявленной. Ваша задача – продержаться некоторое время в группе и осмотреться. Постепенно группа начнет делиться на части, и вы сможете выбрать подходящую вам по скорости компанию. Если вдруг вы остались одни, не пугайтесь, а двигайтесь по маршруту. Если делать минимум остановок, то через некоторое время вы нагоните группу или ее часть. Желательно делать первую остановку не раньше, чем через 70 км после старта, в дальнейшем через каждые 40- 60 км.
Не забывайте подкармливать свой организм при малейшем ощущении голода, да и в питье ограничивать себя не стоит. В середине маршрута, если вы не едете в гоночном темпе, можно позволить себе нормальный обед. Будьте внимательны при выборе передачи. Старайтесь выбирать передачи полегче (особенно после старта, «прогрейтесь» минут 10-15), ваши колени «скажут» вам потом спасибо. Осторожнее на поворотах, следите за легендой и указателями, если сомневаетесь, сразу доставайте карту. Не забывайте отмечаться на контрольных пунктах.

Хорошо, если на финише вы будете не один! Нет ничего приятнее, чем обменяться свежими впечатлениями с коллегами. Чувство «Я сделал это!» переполнит вас, несмотря на усталость. После марафона отдохните, выспитесь, будьте готовы к болезненным ощущениям в коленях и в мышцах. Максимум через несколько дней они должны пропасть, если этого не произошло, обязательно разберитесь в причинах этого и примите меры, вплоть до отказа от дальнейшего участия в веломарафонах.

Как правило, марафонцы разбивают бреветы на несколько групп: 200, 300 км – 1-ый этап может быть пройден в очень быстром темпе, при минимуме снаряжения. Многие марафонцы, тяготеющие к спорту, ограничиваются только этими дистанциями. 400 км – это путь в другой мир, дистанция, где какое-то время придется ехать «через не могу». 600 км и больше – дистанции для подготовленных людей, крайне необходим опыт марафонов или других сравнимых соревнований (например, мультигонок). Так что если вы прошли первый этап – милости просим дальше, вам понравится!

Предупреждения. Бреветы могут являться причиной осложнения ваших заболеваний, особенно связанных с суставами. Будьте внимательны, следите за своим здоровьем!

Бреветы проходят по шоссейным дорогам, включая шоссе с большим трафиком, требуется крайняя внимательность и неукоснительное следование ПДД.

.

Хочу поехать с Вами. Типичные вопросы и ответы.

1.Место старта? Место старта и другая информация, касающаяся мараонов, будет «вывешиваться» на главной страничке и на форуме. Большинство марафонов, проводимые в Архангельске, стартуют у ЖД вокзала.

2. Может ли марафон быть отменен? Такое случается крайне редко и может произойти только в двух случаях, крайнего ухудшения погоды ( например ураганный встречный ветер, снег, сильный гололед, сильный ливень) или если день марафона становится рабочим.
В таких случаях Дмитрий Галибин +7 (964)301-68-92 (или Болдырев Алексей по тел. +7 (921)479-04-23) всегда готов ответить на ваши вопросы.

3. Чем отличается марафон от обычной «покатушки»? Каждая дистанция марафона должна быть пройдена за определенное время, чего нельзя сказать о «покатушках». Обычно в марафонах движение проходит небольшими группами, т.е. человек сам выбирает подходящий ему темп и соответствующую группу или едет один. Организаторы не берут обязательство обеспечить ваше движение вместе с основной группой. Всегда будьте готовы к автономному передвижению! Ваш темп может сильно отличаться от темпа группы, или же сложная поломка может вынудить Вас отстать.

4. А почему вы такие плохие и бросили меня на середине пути? Надо быть психологически готовыми к тому, что возможно Вы поедете одни, в таком случае если группа Вас ждет, это будет приятным сюрпризом, если по каким-то причинам группа продолжает движение несмотря на Ваши проблемы, Вы будете к этому готовы.

5. Какие существуют нормативы на прохождение марафонов-бреветов? Мы опираемся на международные нормативы, которые установлены французским клубом Audax Club Parisien Марафоны 200 км – не медленнее, чем за 13ч 30 мин, 300 км – за 20 ч, 400 км – за 27 ч, 600 км – за 40 ч.

6. Какой средний темп? Темп сильно зависит от маршрута. Все зависит от подготовленности велосипедиста. По равнинным маршрутам, с хорошей дорогой средняя скорость может быть в районе 25-30 км/ч. На холмистых маршрутах или на марафонах с плохим качеством покрытия темп может быть ниже. Нельзя забывать, что скорость группы и скорость одиночки – это очень разные вещи. Если Вы по какой-либо причине отстали от основной группы, скорость значительно уменьшится.

7. А что с остановками? Остановки стараются делать пореже, первая, как правило, километров через 70 после старта. Если Вы не в основной группе, то, конечно, можете делать остановку – как Вам удобней.

8. Что насчет питания и воды?
Берите всякого-мелкого, побольше: печенье, шоколадку, изюм без косточек, курагу, на перекус можно что-то типа курицы или рыбы (т.е. легкий белок). Жидкость необходима обязательно, ориентируйтесь примерно на 1 литр на 100 км, но все, конечно, зависит от темпа и погоды. Вы можете пользоваться энергетическими напитками типа «Изостар». Все другое на Ваш вкус, хотя обычно не рекомендуется газированная и сладкая вода. Минеральную воду (без газа) и сладкий чай можно пить без ограничений. Обычно, есть возможность закупиться в магазинах, но бывают и длительные автономные участки.

9. Что является основной целью участия в бреветах? Помните, бреветы не являются спортивными состязаниями на результат. Основную победу человек совершает над собой. К сожалению, хотим мы или нет, элементы соревнования все равно присутствуют и надо быть к этому готовым. Будьте внимательны, выбирая группу с которой Вы поедите, возможно, в ней собрались сильно настроенные на гонку люди и Вы не сможете поддержать нужный темп. Вы быстро устанете и измотаете себя, и возможно покажете более слабый результат, чем тогда, когда бы ехали один или в другой, более слабой группе.

10. Что происходит с результами бреветов? Результаты бреветов отсылаются в Волгоград, Валерию Комочкову, руководителю «Общества российских велотуристов-марафонцев» и ответственному за регистрацию иностранных (не французских) бреветов в Audax Club Parisien.

11. Надо ли платить какие-либо деньги за участие или за официальную регистрацию результата? Участие в бреветах обойдется в 100 руб.
Регистрация позволяет участвовать Вам в международных бреветах. Для клуба, также, престижно когда в его бреветах участвуют и регистрируются много людей. Если Ваш результат зарегистрирован Вы можете заказать во Франции специальную медаль. Существуют медали 200,300,400,600 и медаль суперрандонера для тех, кто в течении сезона проедет все эти дистанции.

Спасибо клубу «Балтийская звезда» за предоставленную информацию (внесены некоторые изменения для Архангельских участников) и лично – Каменцеву Михаилу.

Алексей Болдырев, 2008г.

Комментарии запрещены.